Комментарии к посту «Совершенствование процесса нравственного воспитания дошкольников. Сборник педагогических ситуаций. Этическое поведение младших школьников Искусство общения с родителями


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – «ДЕТСКИЙ САД № 170 «АНТОШКА»
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработчик: воспитатель
Олеся Алексеевна Миселёва
Барнаул, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Ситуации на развитие мышления дошкольников…………………………….6
Ситуации на нахождение внутренних ресурсов……………………………….11
Ситуации с противоречиями……………………………………………………13
Ситуации межличностных отношений сверстников………………………….15
Ситуации к НОД………………………………………………………..………..18
Ситуации на тему «Что было бы, если бы…»………………………………....20
Методическая основа…………………………………………………………....22
Введение
«Феномен проблемной ситуации в том,
что она является источником
мыслительной деятельности»
Рубинштейн С. Л.
Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – создание проблемных ситуаций.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие люди, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
Вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо развивать умение ребенка «сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Пояснительная записка
Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности. Игровые ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.
Цель создания проблемных ситуаций – развивать умение дошкольников решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.
Задачи:
1. Развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.
2. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций.
3. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.
4. Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки.
Используемые методы:
- игровой;
- эвристический (частично-поисковый);
- исследовательский;
- объяснительно-иллюстративный.
Постановка проблемных ситуаций может быть ориентирована на группу детей и на индивидуального ребенка.
Ситуации на развитие мышления дошкольников
Ситуации в транспорте (городском, железнодорожном). 1. Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? 2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? Ситуации с огнём3. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? 4. Дым в соседней квартире. Твои действия?
Ситуации с водой5. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? 6. В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
Ситуации с природой
7. Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
8. Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
9. Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
10. Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
11. В островок «Природа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
12. В островке «Природа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
13. Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)14. Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
«Грибы»
15. Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
«Транспорт»
16. Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
«Дома», «Свойства материалов»
17. Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
«Фрукты»
18. Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
«Свойства материалов»
19. В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
« Язык мимики и жестов»
20. Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
« Погодные условия»
21. Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.
« Свойства металлов»
22. Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
«Стороны света»
23. Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
«Объём»
24. Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
«Погодные условия»
25. Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
« Измерение длины»
26. Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…
« Выше, ниже»
27. Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
«Лекарственные растения»
28. Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
«Почва»
29. Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.
« Свойства дерева»
30. Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
« Часы»
31. Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
«Свойства воздуха»
32. Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.
«Увеличительные приборы»
33. Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.
«Средства связи»
34. У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
«Свойства бумаги»
35. Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
Свойства копировальной бумаги»
36. Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?
«Свойства магнита»
37. Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
«Дружба красок»
38. Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
Ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов
«Кот в одном сапоге»1. Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?«Вот так игра»2. Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
«Маша и медведь»3. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?«Помоги Золушке»4. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?«Подготовка к празднику»5. Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы? «Рассеянный Петя»6. Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек? Ситуации на нахождение внутренних ресурсов«Открытки для Дины»1. Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?«Красная Шапочка»2. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?«Помоги Оле»3. У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент - так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.«Молочные проблемы кота Матроскина»4. Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?«Корзинки для козлят»5. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
«Чудный лесник»
6. В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?«Жители города Кисельска»7. С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо – кисель, а его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.«Варенье для Карлсона»8. Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Ситуации с противоречиями
Дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм. На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
1. Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.Как Буратино достать ключ?
В ситуации выделяется задача или вопрос.Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.
2. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?
Противоречие: ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.
3. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши? Противоречие: Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.
4. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
Противоречие: Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.
5. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком? Противоречие: Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.
Ситуации межличностных отношений сверстников
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.
1. - Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились? - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь? - А я видела, как Соня сломала цветок. Что можно сказать о поступке Сони? Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
2. У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. Никита закричал.
- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно. Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
3. Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала. - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. Права ли Наташа в такой ситуации?
4. Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. - Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?
5. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Анатольевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
6. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
7. Светлана Владимировна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит. Светлана Владимировна, а Оля не отдает мою куклу. Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
- Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. Что сказала Светлана Владимировна Наташе?
8. Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
9. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе. - Ты предатель. Рома обиделся. Как ты думаешь, почему?
10. Рита и Саша дежурные в мини-центре природы. Саша сказал:- Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют. Рита рассказала об этом Галине Анатольевне. Права ли Рита? Как бы ты поступил?
11. В приемной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит. - А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается. Галина Анатольевна сделала замечание Рите. Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
12. Света выходит в приемной и громко говорит. - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой-конфеткой. Почему обиделась Света?
13. Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. Витя говорит:- Не нужна мне ваша добавка. Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

14. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю:
- Поправьте мне одеяло. - Я хочу в туалет. - А Саша громко сопит, мне мешает. Как бы поступили вы?
15. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. Никита громко сказал:- Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?
Ситуации к НОД
1. В сказке «Золушка» мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?
а) не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;
в) взял бы с собой, потому что все люди равны.
2. Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: «Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу». Как бы ты поступил на месте детей?
а) засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: «Они совсем черненькие!»;
б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;
в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
3. В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?
а) посмеялся бы вместе с ним над новичком;
б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;
в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.
4. Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они:
а) засмеялись, показывая пальцем на старика;
б) стали передразнивать;
в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.
Как поступил бы ты?
5. В сказке «Сивка-Бурка» старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказали ему: «Сиди, дурачок, дома!» Как бы поступил ты?
а) так же, как братья;
б) взял бы Иванушку с собой;
в) оставил бы дома, но сказал: «Ты останешься за хозяина».
6. Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?
а) правильно; я поступил бы так же;
б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.
Ситуации на тему «Что было бы, если бы…»
1. «…люди не знали об опасности»
Задачи: Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.
2. «…в детском саду объявили тревогу»
Задачи: Способствовать умению дошкольников правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.
3. «…съесть незнакомую ягоду»
Задачи: Познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; развивать умение высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; способствовать воспитанию чувства меры.
4. «…собака напала на ребенка»
Задачи: Способствовать умению детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; развивать умение выражать свои мысли полными предложениями; способствовать воспитанию любви к животным.
5. «…взлететь высоко, как птица»
Задачи: Познакомить детей с разнообразием птиц, развивать умение понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь.
6. «…питаться только сладостями»
Задачи: Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме.
Методическая основа
Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: nsportal.ru.
Интернет.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное поведение и нравственные чувства, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления. Связанные с конкретным опытом поведения, общения, отношений со сверстниками и взрослыми. Они включают представления об отношении к игрушкам, к личным и общественным вещам, о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных нравственных качествах, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: лживости, жестокости, трусости, лености и т, д.

Своеобразие воспитания ребёнка в детском саду состоит в том, что его повседневная жизнь и деятельность – игра, труд, занятия – протекают и организуются педагогом в условиях детского общества. Совместный образ жизни детей в группе детского сада создаёт основу для нравственного воспитания и формирования гуманных отношений между детьми. Целенаправленно обогащая нравственное содержание детской деятельности, совершенствуя способы организации детей, обеспечивая принятие детьми нравственной мотивации деятельности, воспитатель способствуют планомерному и систематическому накоплению дошкольниками ценного морального опыта. В игре с первых дней пребывания в детском саду перед дошкольниками выдвигаются требования: делиться игрушками, уступать друг другу, не мешать, проявлять заботу и внимание.

В труде – выполнение совместных поручений, оценка результатов работы, подчёркивая пользу труда для всех.

На занятиях – идёт постепенное усваивание правил поведения в учебной деятельности. Содержание занятий (чтение рассказов, сказок о дружбе, о проявлении взаимопомощи; рассматривание картин о дружных играх и т.д.) обогащает нравственные представления детей.

В воспитании детей большое место занимают правила и запреты, основанные на подчинении авторитету педагога. И это в большой степени оправдано, ибо ребенок, в особенности младшего дошкольного возраста, еще нуждается в руководстве взрослого, так, как не может сам ориентироваться в возникающих ситуациях, оценивать их смысл и находить правильный выход.

Но дети растут, им становятся доступными некоторые способы регуляции своих поступков. И здесь выдвигается задача воспитателя осознанного ориентира на правила и нормы морали, регулирующие проявления отношения к окружающим. Однако числа правил и запретов в практике руководства детским поведением не уменьшается. Ребенок еще долго остается объектом воздействий педагога, использующего правила и запреты.

Кроме того, преобладание правил и запретов не способствует формированию самостоятельности. Они лишь исключают нежелание действия, но не дают ответа, а как, же надо было поступить.

Осознание ребенком своих умений и знаний – «Я умею!», «Я знаю!», «Я могу!», — становится мотивом самоуправления своим поведением, побуждает к активности, заполняет день полезной деятельностью.

Как же формировать у дошкольника потребность в самостоятельном выборе поступков, принятий решений, осознавая при этом нравственно-ценное содержание, т.е. оценивая их соответствие нормам морали?

Известно, что воспитанность личности в наибольшей мере характеризуют поступки, которые включают три составляющие: знание моральной нормы и осознание ее справедливости, чувственное отношение к возникшей ситуации и ее участникам и волевое усилие, реализующее намерения личности. Отсюда следует вывод о необходимости вооружать детей знаниями о нормах морали такими методами, которые бы позволили убедить их в справедливости и значимости, одновременно воздействуя на чувства, вызывая отношение не только к ситуациям, возникающим в повседневной жизни, но и к участникам этих ситуаций; воспитывать значимые для них морально-ценные мотивы, побуждающие к проявлению волевых усилий.

Активным средством формирования представлений о нормах морали является художественная литература. Содержащиеся в них ситуации, заключающие в себе нравственный смысл, становятся предметом обсуждения с детьми в этических беседах. При этом очень важно не ограничиваться осуждением ребенка-героя рассказа, поступившего вразрез с моральной нормой, а показать отрицательные последствия таких поступков, о которых не подумал этот ребенок. Например, мальчик из рассказа Н.Носова «На горке» засыпает горку песком, чтобы никто не упал. А увидев последствия своих действий (нельзя кататься с горки), сам поправляет их: делает ступеньки.

Показателен пример беседы с детьми, приведенный в исследовании С.А.Дудниковой, по рассказу «Карасик». Она опирается на положение А.В.Запорожца о том, что ребенок старшего дошкольного возраста может предвосхитить последствия предполагаемого поступка (и это надо формировать), и рассматривает ситуацию: Виталик обменял карасика на свисток, а когда мама обнаружила пропажу рыбки, он свалил свою вину на котенка. Автор обсуждает с детьми о двух возможных выходах из ситуации: либо сознаться маме во лжи (но тогда последствием будет наказание), либо продолжать утверждать, что карасика съел Мурзик (избежав тем самым наказания). На мой взгляд, здесь можно несколько расширить содержание беседы. Ведь на самом деле в рассказе описаны две ситуации: первая – когда ребенок лжет, опасаясь гнева мамы, т.е. вырабатывает неправильный выход (противоречащий моральной норме), и вторая – когда он видит последствия своего поступка: мама выгоняет котенка. Жалость к несправедливо наказанному Мурзику из-за его лжи побуждает Виталика сознаться в своем поступке, несмотря на возможное наказание.

Такие беседы позволяют формировать у детей «своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, они оценивают их эмоционально, как привлекательные или отталкивающие, добрые или злые, красивые или безобразные. (А.В.Запорожец).

Безусловно, такой подход к оценке детьми поступков надо реализовать и в ситуациях, возникающих в повседневной жизни детского сада.

Знания могут оставаться формальными, если не будут находить выхода в реальных поступках детей, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Поэтому необходимо рассматривать деятельность ребенка или группы детей с точки зрения возникающих в них ситуаций, которые могут быть использованы для сообщения моральных норм как средств регуляции поведения.

Хотелось бы остановиться на таких ситуациях.

Ситуация неуспеха в деятельности. Она возникает по разным причинам: недостаточное владение соответствующим навыкам, невнимание к разъяснениям педагога, поспешность, отвлечение, помешавшее запомнить указания, и др. Если такие ситуации возникают часто, они снижают способность к преодолению трудностей, самооценку ребенка, вызывают отказ от деятельности. Не формируется настойчивость, уверенность в себе, самостоятельность.

Зачастую в таких ситуациях ребенок получает либо неопределенную (ну, в следующий раз постараешься!), либо отрицательную оценку не только неудачному результату, но и личности: «Какой ты невнимательный!», «Ну разве можно тебе доверить какое-либо дело!», «Как всегда, ты опять не справился с заданием!» и т.д.

А если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, в какой-то мере предвосхитить дальнейшие действия неудачника?

К примеру, заметив в деятельности ребенка остановку, связанную с обнаружением ошибки, недостатка и пр., педагог обращается к нему: «Молодец! Остановился, заметив ошибку! Очень важно уметь вовремя увидеть свои ошибки и подумать: «Почему я ошибся?»», и помогает найти причины и способы ее исправления.

Следовательно, ситуация неуспеха может быть оценена как первый шаг к успеху! А если это так, то и методы влияния на ребенка будут другими: не замечания и укоры, а поддержка, сопряженная с положительной оценкой. Тогда дети перестанут бояться ошибок!

Ситуация морального выбора представляет собою возникновение противоречия между действием по правилу (в соответствие с нормой морали) и испытываемой ребенком потребности удовлетворить свое желание, соответствующему норме морали, но лишающему возможности действовать в соответствии с первым правилом.

Например: в группе 3-4 летних детей в зимний период стала разъясняться красота поступков, отражающих помощь сверстникам (надо всегда помогать друг другу!), и дети следовали этому правилу – развязывали шарф сверстникам после прогулки, подавали домашнюю обувь тому, кто забыл ее взять, когда снимал сапожки, и т.д. Кто разделся, тому разрешалось идти в групповую комнату. Но вот в группу подарили огромного петуха. Он был на колесах, а на спинке – нечто вроде седла. И конечно, всем хотелось покататься на нем.

Максим разделся очень быстро. Он может бежать в группу. Но сверстник нуждается в помощи. Как быть? Поступить по правилу, получить одобрение педагога, но тогда следует отказаться от своего желания! А может быть, отнять петуха?

Подобные ситуации возникают довольно часто, но не менее часто педагог видит уже «развязку» ситуации, как спор, ссору между детьми, и прибегает к запрету. Следовательно, для использования ситуаций морального выбора, как средства воспитания, необходимо видеть ее назревание и уметь во время подсказать, или поддержать желаемое действие.

Ситуацию морального выбора успешно использует Сарайя Гедес, формируя у детей представления об относительной значимости нор морали. Она проводит с детьми беседы на основе своих рассказов, содержащих ситуации, решение которых требовало выбора одного из двух правил. При чем действие по одному правилу не позволяло удовлетворить второе. Например: как надо поступить, чтобы не нарушить запрет мамы – не входить в воду или спасти котенка, тем самым нарушив этот запрет? Или – помочь старушке собрать рассыпавшиеся яблоки или выполнить требование учителя не опаздывать на уроки.

Конфликтная ситуация. Еще сложнее для решения детьми являются ситуации, возникающие в совместной деятельности и требующие согласования участников. Рассогласование мнений, интересов, желаний партнеров ведет к возникновению так называемой конфликтной ситуации.

Сегодня изменился взгляд на конфликтную ситуацию – от полного отрицания ее воспитывающего потенциала до использования в качестве средства анализа структуры совместной деятельности и воспитания взаимоотношений.

В заключение я бы подчеркнула следующее: необходимым и очень существенным условием решения обсуждаемых вопросов является достижение педагогом в глазах детей положения значимого взрослого, которому они доверяют, любят, охотно принимают замечания, советы и дорожат его вниманием и критической оценкой.

Моральный выбор. Ситуация морального выбора (модуль «Основы светской этики»; урок 9)

Ситуации морального выбора Твои примеры ситуаций морального выбора
Выбор между нравственным и безнравственным поведением
Выбор между своими интересами и интересами других людей
Выбор между различными обязанностями.
Для оптимизации работы с текстом большое значение имеет формирование у школьников умения задавать вопро-сы к тексту . П.Н. Груздев отмечал: «Постановка вопросов нередко отражает активность мысли ученика, глубину и пра-вильность понимания, стремление к большей ясности и чет-кости знания. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, темные пятна и пробелы, стремясь их заполнить». Стимулирует постановку вопросов и активизирует смыс-ловую догадку такая стратегия, как «чтение с остановками». В работе с вопросами часто используют классификацию Б. Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:
    Простые вопросы . Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информа-цию. (Например , кто такие жрецы ? Что такое иерархия в хри- стианской церкви ?) Уточняющие вопросы . Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что... ?», «Если я правильно понял, то... ?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того, что он толь-ко что сказал. (Например : правильно ли мы поняли , что ты считаешь , что «золотое правило нравственности» имеет мно- жество различных формулировок ?) Объясняющие вопросы . Обычно начинаются со сло-ва «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. (Например : почему «золотое правило нравственности» существует в двух формулировках - поло- жительной и отрицательной ?) Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, пред-положения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось, если бы... ?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» { Например : что изменилось бы в жизни людей , если бы не было совести ?)
    Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явле-ний, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» (Например : чем дружес- кие отношения отличаются от других отношений ? Чем плох или хорош главный принцип эгоиста - «Все для меня , все во имя меня» ?) Практические вопросы . Они направлены на установ-ление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?» (Например : что значит «посту- пить по совести» ?)
Еще большей ценностью обладают те вопросы, которые вскрывают проблемы или побуждают учащихся рассуждать, давать оценку или делать выводы, искать и находить путь решения (Усачева, Ильясов, 1986). Такие вопросы побужда-ют учащихся к самостоятельной творческой исследователь-ской деятельности, которую они реализуют уже в своих про-ектах. (Расскажи о ситуации , которая соответствует смыслу одной из пословиц : «Сам погибай , а друзей выручай» , «Не имей сто рублей , а имей сто друзей» , «Дружба дружбой , а табачок врозь» , «Друг познается в беде» , «Дружба дружбой , а служба службой» ? Всегда ли надо говорить правду ?) Понятие «проблемные текстовые ситуации» является важнейшим для понимания психологического содержания текста (Доблаев Л.П., 1987). Автор рассматривает чтение и понимание текста как процесс решения задач. Понимание текста есть компонент мышления, который состоит в выяв- 11

лении и разрешении скрытых вопросов в проблемных ситуа-циях с опорой на имеющиеся знания и применении специ-альных приемов для усвоения новых знаний.

Текстовый субъект обозначает то, о чем говорится в тек-сте, и представляет собой мысль о предмете. Текстовый предикат есть мысль о признаке предмета (свойстве, дей-ствии). И субъект, и предикат могут быть выражены целыми предложениями или частями текста. Целостность восприя-тия текста может быть скорректирована в процессе выявле-ния их содержания: предикат может быть раскрыт через от-веты на вопросы о том, что это значит, как это объясняется, в чем это заключается; а субъект - через вопросы о том, о чем это говорит, какая мысль этим обосновывается и т.д. Безусловно, такая работа может быть организована с тек-стами, которые специально подбираются учителем к урокам, адаптируются им для решения конкретной обучающей или воспитывающей цели. Перечень основных проблемных текстовых ситуаций 1 . Новизна текстового субъекта и сложность его
предиката
. В этом случае нередко читатель воспринимает
субъекта фрагментарно, нарушая его единство, и, соответ-
ственно, не воспринимает связи предиката и субъектом. Детям предлагается, например, следующий текст.

Путники и медведица

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым, и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыха-ние, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает. Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких прияте-лей, которые бросают в беде!»

    Подберите к этой притче подходящие по смыслу по-словицы. В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу? Включите в свой рассказ притчу «Путники и медведица».
2. Противоречивость содержания текстовых субъек-
тов
. Здесь читателю необходимо увидеть это противоречие
как объективно существующее и найти ему объяснение. Детям предлагается, например, следующий текст. Щедрый подарок Приехал отец из города. Привез сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». - А как это - щедро? - спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть от-дай Пете. А меньшую оставь себе». - Лучше я отдам медовик Пете,- сказал Вася. - Пусть он
делит его щедро. Если ученик не сумел самостоятельно сформулировать незаданный вопрос: «Почему Вася отдал медовик Пете?», то ему задаются вопросы:
    Почему Вася захотел отдать медовик Пете? О чем это свидетельствует? Что не понял из совета отца Василий?
3. Неполнота содержания текстового субъекта как проблемная текстовая ситуация включает варианты:
    осознание неполноты субъекта и его мысленное вос-полнение при ограничении предмета речи с указанием, что изложенное есть его первоначальная или последующая часть. Например, «Во-первых...», «С одной стороны...», «Теперь...», «Во-вторых» и т.д.; при изложении первой части предмета нет указания на то, что далее последует вторая часть. Это требует от читате-ля самостоятельного поиска и выделения всех частей тек-стового субъекта и их объединения в единое целое.
12 Прочитайте текст. В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта баш-ня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрас-тался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от не-бес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. (Предъявленный в таком виде текст, на первый взгляд выглядит законченным. Однако при осмыслении его идеи неизбежен вывод о том, что недостает части информации. Не разъяснен итог ситуации и ее последствия. На этом эта-пе детям может быть предложено задание предположить, чем заканчивается история, и лишь после выдвижения гипотез следует их познакомить с окончанием текста). Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться. 4. Неполнота текстового предиката , требующая от читателя обнаружения его неполноты и восполнения соот-ветствующих элементов предиката. Послушайте притчу «Мышь полевая и мышь городская»
Полевая мышь пригласила к себе городскую подругу и угостила ее самым лучшим кушаньем, каким только могла. Городская мышь, презирая деревенскую пищу, повела сель-скую с собою в город. { Они приходят на обильное пир-шество ). Во время обеда услышан был стук у дверей и лай собак. { Они обе затряслись и пустились бежать , особливо сельская мышь , которая , не зная дороги , с трудом могла спастись ). И так, когда она возвратилась домой, то сказала: «Я лучше хочу жить бедно, но безопасно, нежели в изоби-лии, соединенном с такою заботою».
    Распространите ее. Какие подробности вы могли бы внести?
А теперь послушайте притчу «Мышь полевая и мышь
городская», распространенную Горацием. Некогда деревенская мышь бедно угостила городскую у себя в пещере, так как старинный гостеприимец старинно-го своего друга. С великим трудом сыскав пищу, несмотря на свою скудость, ласково потчевала она своего гостя. Чего ж больше? С усердием уделяла она товарищу своему часть собранного гороха и крупного овса, неся во рту высушенные зерна и до половины съеденные кусочки ветчины; предлага-ла все, желая разными съестными припасами преодолеть отвращение своего гостя, который немного ел, но и то с гор-достью и презрением. В то время сам хозяин дома, отдыхая на свежей соломе, ел хлеб и пшено, не прикасаясь к лучшим кушаньям. Наконец городская мышь сказала деревенской: Друг мой! какая тебе польза проводить такую бедную жизнь здесь при подошве высокой горы? Не лучше ли бы для тебя было предпочесть людей и город сим пустым мрачным лесам? Поверь мне, пойдем со мною, приятельница! Тебе, конечно, известно, что твари на земле проводят жизнь, под-верженную опасностям, и ни одна из них, ни великая, ни малая, не избегнет смерти. - И так пока еще есть время, то живи счастливо в приятных наслаждениях и помни, сколь краток век твой. Сии слова подействовали на деревенскую мышь, и она с веселой бодростью выскочила из своего жи-лища; тут обе пустились в назначенный путь, желая достиг-нуть ночью до городских стен. Уже светило ночное блистало среди неба, как они обе вступили в пребогатый дом, где в одной комнате пурпуровое покрывало лежало на кровати, сделанной из слоновой кости; и там находилось множество кушаний, оставшихся от большого пиршества и принесен-ных туда за день до сего в разных блюдах. И так, когда го-родская мышь посадила свою деревенскую на пурпуровом покрывале, то хлопотливо начала бегать по всем местам, беспрестанно приносила новые кушанья и мастерски отправ-ляла должность слуги, отведывая все, что ни приносила. Де-ревенская мышь, нежась на ковре, восхищается переменою своего состояния и в таком счастливом положении является

самым веселым гостем - как вдруг страшный стук у дверей их обеих согнал с кровати. Они с ужасом стали бегать по всей комнате, и тем более задрожали, когда лай больших собак раздался в огромном доме. Тогда сказала деревенс-кая мышь: «Я не имею нужды в такой жизни - прощай! Лес и пещера, удаленная от опасностей, утешат меня небольшим количеством овощей».

    Сравните варианты текстов, предложенные вами и ва-шими одноклассниками, и текст Горация. Изменилась ли мораль притчи? Чем интересен каждый вариант?
5. Отсутствие выражения текстового субъекта . Это выражено в «беспредметности» рассказа, а решение дан-ной проблемной ситуации состоит в поиске предмета мысли («О чем здесь говорится?») Каждый из нас отличается от других людей и в то же вре-мя имеет с ними много общего. Это общее - некоторые оди-наковые черты, объединяющие нас в большие группы. Что это за черты, признаки? Во-первых, наш внешний вид - цвет кожи, глаз, волос. Все это так называемые расо-вые признаки (основные расовые группы: негроидная, евро-пеоидная и монголоидная). Во-вторых, язык, на котором мы говорим от рождения, родной язык. В-третьих, религиозная принадлежность, или вероисповедание, особенности веры в высшие силы, в Бога. В-четвертых, культура - обычаи, особенности поведения, пищи, одежды и т.д. Население России представлено двумя большими расо-выми группами людей. [Европеоиды - светлокожие, светловолосые, в основном с серыми или голубыми глазами. Монголоиды - смуглые, темноволосые, темноглазые.] Но среди нас, россиян, много и таких, в которых по-разному сочетаются разные расовые черты. Есть, например, блондины с карими глазами и серо-глазые брюнеты (черноволосые), синеглазые смуглянки и белокожие люди с темными волосами. Вариантов может быть очень много, потому что народы не живут изолированно друг от друга, и часто люди разных рас и народов создают семьи, дети в которых наследуют черты обоих родителей. Основные группы верующих в нашей стране: христиане, мусульмане, иудеи и буддисты. Совершенно недопустимо, чтобы представители одной расы называли себя более достойными по сравнению с людь-ми другой расы, чтобы люди одной национальности считали себя выше других, чтобы люди одной веры преследовали, враждовали, с пренебрежением относились к иноверцам. Русский писатель В.Г. Короленко (ты, наверное, знаешь его рассказ «Слепой музыкант», повесть «Дети подземелья» и др.) писал: «Никто не должен нести наказание за свою веру, потому что верность религии, пока человек не убежден в ее ошибочности, есть достоинство, а не порок». (Чутко Н.Я. Я -гражданин России. Учебник-хрестоматия для 3 класса). После прочтения текста следует задать вопрос: «Что
вы можете сказать об этом тексте?». Важно, чтобы кто-то из
учеников озвучил мысль о том, что в тексте имеется смысло-
вой пропуск. Далее возникают варианты восстановления тек-
ста, затем читается авторский вариант. Последующая рабо-
та с текстом ведется исходя из целей и задач урока,
к которому он был привлечен. Обучение приемам самостоятельной работы с учеб-ником , с книгой конкретно раскрывается в обучении ори- ентировке в тексте (подготовка к выборочному чтению, использование оглавления для поиска необходимого мате-риала, просматривание материала с выборкой фрагментов текста по указанной проблеме для подготовки сообщения и пр.). Этому содействуют задания-игры, например: «К ответу готов ! » . Класс делится на группы. Каждая груп-па работает с учебником. Предлагается за 5-7 минут найти по оглавлению нужный текст, прочитать и просмотреть его, выбрать самое важное и интересное, подготовить сообще-ние на 1-2 минуты. Учитель спрашивает любого ученика. Готов к ответу должен быть каждый. По его рассказу оцени-вается качество подготовки группы. Обучение приемам работы с дополнительной лите- ратурой . Работа ведется в группах. По оглавлению выбран-ной книги, статьям «Введение» и «Заключение», при беглом просматривании материала ученики должны определить сте-пень соответствия данной книги указанной теме, учесть воз-можность использования фрагментов книги для сообщений, обосновать свою точку зрения, доказать соответствие книги чтением или пересказыванием выбранных фрагментов (не более 1 минуты). Еще одна игра - «Экзаменаторы» . Она проводится индивидуально или по группам. Учащимся предлагается, используя учебник или дополнительную литературу, подго-товить вопросы для класса по изученной теме. Работа по группам в приведенных выше играх помогает формированию взаимной ответственности, взаимопомощи, сотрудничества. Записи при чтении Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непремен-ное условие, а не вопрос вкуса или привычки. Необходимость ведения записей в процессе чтения неотделима от самого существа использования книги в работе, будь то наука или практика. Неслучайно всегда говорится о необходимости чтения «с карандашом в руке». Ведение записей способствует луч-шему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику. Облегчает работу не каждая запись. Нередко можно на-блюдать, как выписывание тех или иных данных из книг пре-вращается в совершенно бессмысленное занятие, отнимаю-щее время. Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма. В качестве первого требования следует повторить то, что уже было сказано в отношении обязательности их ведения. Иногда считают, что записями сопровождается чтение книг, только наиболее важных для работы. Это неверно. Нужно взять за правило вести записи при чтении любой специаль-ной литературы, а обучиться этому младший школьник мо-жет, только работая с текстами учебника. Ведение записей - обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать на потом. Следует работать над формированием у ученика умения читать и вести записи в любых условиях. Особенно важно быть дисциплинированным в отношении немедленной и обя-зательной записи оригинальных мыслей, появляющихся в процессе чтения. Надо помнить, что они являются результа-том ассоциаций, которые в других условиях не возникнут. Существует ряд практических приемов, направленных на то, чтобы записи в процессе чтения занимали как можно меньше времени, и на то, чтобы ими в дальнейшем можно было легко пользоваться. Для этого прежде всего нужно стремиться к лаконизму в изложении и к использованию всякого рода сокращений. Большую экономию времени дает также применение услов-ных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т.д.). Можно здесь вводить и любые свои знаки. Более того, ребенок может по ходу чтения зарисо-вать ассоциативно возникший образ, своего рода пикто-грамму, которая поможет ему при дальнейшей работе с текстом. Стремление к лаконизму должно, разумеется, иметь оп-ределенную меру. Нужно помнить, что всякого рода крючки и закорючки, равно как и «телеграфный язык», становятся со временем столь же трудно читаемыми, как письменность майя. Иногда бывает легче второй раз прочесть текст, чем разобраться в небрежных записях.

1.2 Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников

Прежде чем определить место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, дадим характеристику проблемно-развивающего обучения и проблемных ситуаций.

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения. Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М. И. Махмутова и ряда других авторов (Ю. К. Бабанский, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.). Что же представляет собой сущность проблемного обучения?

Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Проблемное обучение, по мнению Гребенюк О. С., включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии ребенка, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение педагога, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения: «Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, развитие его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением» .

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.

Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».

Проблемная ситуация - это, по определению А. М. Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает:

а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности,

б) неизвестное достигаемое знание или способ действия,

в) интеллектуальные возможности человека, включающие, его творческие способности и прошлый опыт .

Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные); неданные, новые (неизвестные) элементы.

«Проблемная ситуация» означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: «Начало мышления - в проблемной ситуации» . Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся.

Общим правилом при создании проблемной ситуации являются противоречия в информации, способах действий, выявляются причинно-следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и существует необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, связанные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.

Приведем основные способы создания проблемных ситуаций:

Сообщение информации (опорные знания);

Сопоставление фактов (с одной стороны... с другой...);

Анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д. .

Наиболее подробно теорию проблемного обучения в начальной школе раскрывает С. И. Брызгалова . Основные понятия концепции проблемного обучения представлены в следующей последовательности: проблема, учебная проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский), а также специфика, функции и место проблемного обучения в начальной школе.

Определим место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников.

С. Г. Якобсон пишет: «Работа по моральному воспитанию отличается от работы в других областях дошкольной педагогики… Для обозначения законченного смыслового отрезка такой работы мы предлагаем термин воспитательная ситуация…Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям» .

Е. А. Лобанова подчеркивает: «Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предложение» .

В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова отмечают что в «воспитании культурного поведения особенно важны действенность используемых приемов, а также возможное их сочетание, комплексное применение». Это предполагает исключение излишних словесных воздействий (назиданий, упреков, замечаний). Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.

М. Ю. Стожарова, анализируя проблемы формирования «школьной зрелости» дошкольника, отмечает: «Одним из компонентов «школьной зрелости» является познавательная и социальная мотивация, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Л. А. Венгер, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Г. А. Урунтаева)» .

В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или их совокупность, которые направляют активность человека. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения и т. д. В структуре мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить следующие группы:

Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;

Учебно – познавательные мотивы: интерес к новым знаниям, желание научиться чему – то новому;

Оценочные мотивы: стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение;

Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;

Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.

Для развития познавательной мотивации у дошкольников предлагается использовать несколько методов, один из которых - моделирование игровых проблемно-практических ситуаций [Там же, с. 33 – 34]. В методике моделирования проблемно-практических ситуаций, по мнению автора, должны присутствовать следующие моменты:

Специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

«Появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

Свертывание репродуктивной деятельности;

Перенесение акцентов на поисковую деятельность;

Свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

Определение детьми ролевых функций участников деятельности;

Общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

Введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Схема моделирование игровых проблемно-практических ситуаций выглядит следующим образом: Название, Проблемная задача, Материал, Игровая ситуация

Р. С. Буре, анализируя формирование представлений о нормах морали у дошкольников, пишет: «Еще более сложными для ребят оказываются ситуации, в которых возникает необходимость нарушения правила. Они описаны в литературе как «ситуации морального выбора» (У. Колберг, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, А. Д. Кошелева и др.) .

А. Д. Кошелева при организации с дошкольниками решения социально-нравственных, смысловых задач подчеркивает важность создания специальных ситуаций для проявления поступков детей: «Несмотря на разные обозначения, в этих ситуациях есть нечто общее, что делает их принципиально важными и необходимыми в воспитательном процессе, а именно: в них развертываются те проявления поведения, которые мы называем поступками. Для понимания особенностей складывающейся личности ребенка крайне важно отличать в его поведении обычные действия от поступков. Поступок человека, как положительный, так и отрицательный, есть не просто действие, а действие, соотнесенное с нравственными ценностями и идеалами и их утверждающее» .

Таким образом, мы проанализировали место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, которые могут быть использованы, на наш взгляд, и при воспитании культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

1.3 Выводы по первой главе

Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет на основе проблемных ситуаций.

При теоретическом обзоре проблемы культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах на основе проблемных ситуаций нами были выполнены следующие задачи:


2. Результаты и анализ работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей дошкольной группы Опытно-практическая работа по определению влияния культуры поведения на воспитание дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста проводилась в старшей группе МДОУ "Улыбка" пос. Идрица Себежского района. Работа проводилась в течение 3 месяцев. Детский сад работает по программе...

Крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения Подготовительная к школе группа. Сентябрь 1-я неделя. В конце занятий, предшествующего рисованию, объяснить детям правило: «Самостоятельно готовься к занятию». Напомнить...

Литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 35» с детьми старшего дошкольного возраста в...

Формирование культуры поведения старших дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия). ГЛАВА 3 МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 3. 1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения Анализируя комплексные...

Вопросы морального, нравственного воспитания дошкольников - одни из самых деликатных. Поэтому вместо советов предлагаем просто познакомиться с несколькими экспериментами отечественных психологов 1980-90-х годов.

Моральное развитие происходит в ситуациях выбора.

Моральный выбор: красота внешняя или внутренняя

В исследовании участвовали 10 девочек и 10 мальчиков 5-5,5 лет. Вначале каждому ребенку предлагали выбрать из двух одну куклу для игры - нарядную или невзрачную (куклы одного пола с ребенком). Все выбрали красивую. Затем все стало усложняться. Девочкам прочитали сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка про царя Гороха, царевну Кутафью и царевну Горошинку, а мальчикам "мужскую" версию этой сказки. Дети хорошо поняли, что красавица имеет скверный, злой нрав, а простушка добра и милосердна. Куклы были точь-в-точь как иллюстрации сказки, и детям снова предложили выбор. Только 3 ребенка выбрали для игры невзрачных и добрых персонажей, остальным внешняя красота затмила внутреннюю. Потом сказку смотрели в кукольном театре, сами ребята играли спектакль, беседовали с героями, и все же в конце эксперимента оставались дети (3-4), которые выбрали куклу - иллюстрацию злого, но красивого героя сказки. Интересны муки выбора - колебания, попытки взять обеих кукол, решения и комментарии детей. А если такой выбор повторится с друзьями и рядом с ребенком окажется уайльдовский "мальчик-звезда" - красивый, вероломный и злой?

Моральный выбор: честность или приз

С детьми 3-7 лет побеседовали о честности, обсудили пример, который через короткое время с ними же и проиграли. Надо было переложить шарики из одного ведерка в другое, пользуясь лопаткой и не трогая руками. Приз - конфета. На словах все дети сказали, как следует поступить. Однако в эксперименте лопатку сделали выпуклой, так что по-честному задача не решалась. Большинство детей, пользуясь тем, что психолог как бы случайно вышел, схитрили и переложили шарики руками. Малыши радостно съели приз, а у многих пятилеток возник эффект "горькой конфеты". Обман отравил радость, что проявилось в невербальном поведении. Самые старшие сразу признали, что задача не решаемая. Эксперимент продолжили с вариациями и оказалось, что честному поведению способствовало поручение ребенку 5-6 лет побыть "воспитателем" и объяснить правила младшим. После этого большинство детей не стали пользоваться отсутствием контроля, чтобы схитрить. Радость от своей честности близка удовольствию чувствовать себя взрослым.

Моральный выбор: сострадание или удовольствие

Детей попарно приглашали в игровую комнатку, где каждому давали задание (нарисовать или вырезать что-то), выполнив которое, он мог поиграть с игрушками. При этом у одного из детей задание было намного труднее, так что когда один ребенок уже мог играть, другой пыхтел над своей задачей.

Среди 30 детей старшего дошкольного возраста выявилось три способа поведения.

  1. Содействие. 6 детей не бросали сверстника, помогали ему практически. Никто не успевал поиграть, но была радость от совместных действий, даже если задача не решалась.
  2. Сочувствие. 15 детей, справившись с легкой задачей, шли играть, но не могли, постоянно возвращались к сверстнику, высказывали сочувствие, давали советы, подбадривали. Снова пытались играть. Иногда сердились, покрикивали на отстающего, маскируя чувство вины под упреки.
  3. Безразличие. 9 детей спокойно шли играть. В рамках принципа "это твои проблемы" такое поведение может найти одобрение взрослых, пока проблемы не касаются их чада.

Не все дошкольники видят выбор в ситуациях, подобных описанным.

  • Малыши 3-х лет, не колеблясь, следуют инстинктам, ищут максимальной личной выгоды и стараются не попадаться, избежать наказания.
  • Старшие дошкольники 6-7 лет также без колебаний следуют моральной норме, за редкими исключениями.
  • Муки совести - удел пятилетних, которых инстинкты влекут к удовольствию, а первые представления о справедливости побуждают к отказу от наслаждения.

Игры, сказки в сюжетах которых добро и зло предстают в разных обличьях, помогут детям создать свою галерею образов для отождествления в спорных ситуациях. Игровое проживание роли справедливого героя вызывает реальные эмоции, в том числе, моральное удовлетворение. Это повышает вероятность нравственного выбора в последующих жизненных ситуациях.