Светлый праздник хансик. Праздники в корее Родительский день поминальный по корейски

Корейский поминальный обряд. Корейцы придают поминальному ритуалу особое Значение, поскольку он связан с культом предков -основой основ конфуцианской этики, Деса - это выражение почтения и любви к усопшему предку и оно должно продолжаться до тех пор, пока ты жив. Испокон веков корейцы верили, что душа покойного остается в доме с семьей. И каждый день в течение месяца они готовили еду и ставили ее перед поминальной дощечкой - хонпек, где написано имя умершего. Начиная со второго месяца: первого и пятнадцатого числа готовили завтрак. Так в течение всего года. Обряд подношения еды в первую годовщину смерти назывался сосан. Утром этого дня после специального омовения хозяева дома подготавливали ритуальную посуду и особую еду. На рассвете совершали обряды, которые включали в себя ритуальные кормления усопшего, сопровождавшиеся многочисленными поклонами и монотонными песнопениями. Во вторую годовщину смерти совершался похожий ритуал, носивший название тхэсан. Он означал конец траура. Только тогда родные усопшего снимали траур, убирали временный алтарь. Еще через месяц совершался обряд тамче, и только после этого семья возвращалась к обычной жизни. В прошлом дети покойного несли траур и воздерживались от веселья, песен и крепких напитков в течение двух лет. Поминальный ритуал соблюдается в корейских семьях и сегодня. Но он отличается в зависимости от местности и порядка проведения церемониала. Традиционный поминальный ритуал совершают утром в праздничный день, а также каждый год в день смерти усопшего. Обычно на специальный стенд вывешивают фотографию покойного. А если ее нет, то на деревянной дощечке пишут данные об умершем человеке. Накануне поминального дня хозяин и хозяйка должны чисто вымыться. Они в тот день ведут себя благопристойно и чинно. Затем сообщают своим домочадцам о поминальном дне. Хозяйка тщательно моет посуду и приступает к приготовлению пищи для поминального стола. К поминальной еде относятся: рисовая каша, суп, соленья из трав, кимчи, соевый соус, мед, рисовая лепешка, фрукты, водка, вода, прокипяченная в подгорелой каше - сунюнмуль. А к вещам, необходимым для поминок, относятся: ложка и палочки, ритуальная посуда, фотография или деревянная поминальная дощечка с надписью, благовонная свеча. В поминальной еде не должно быть муки, перца и чеснока. Обычно на стол кладут те блюда, которые покойный любил при жизни. По устоявшимися веками правилам, блюда располагаются в следующем порядке: Устрицу кладут с левой стороны, а сикхэ, подслащенную рисовую воду - с правой. Рыбу кладут на восточной стороне, а мясо -на западной. Рыбу кладут головой на восток, хвостом на запад. Фрукты и сладости красного цвета кладут на восток, а светлого цвета на запад. Груши, каштаны и финики кладут на стол по порядку с западной стороны. Традиционная "классическая" поминальная процедура весьма сложна и вряд ли приемлема в наших условиях. Но рассмотрим ее в познавательных целях. Гансик: распорядитель поминальной церемонии стоит среди родственников и близких. Он выходит вперед, затем садится на корточки и зажигает благовонную свечу. В три приема, неторопливо, наполняет чашу водкой. Встает с колен и делает два поклона. Чамсин: все присутствующие одновременно делают два поклона. Чохон, докчук: старший в семье, налив водку в чашку, отходит в сторону и садится. Распорядитель церемонии подходит к поминальной табличке и произносит траурную речь. После траурной речи старший в семье делает два поклона. Ахэн и Цёхон: каждый член семьи по старшинству подносит чашу с водкой и делает два поклона. Старший в семье опять преподносит чашу с водкой. Но на этот раз он не выливает чашу с водкой, которую наполняли члены семьи, а наполняет ее в три приема. Сапси денде: ложку втыкают перпендикулярно в кашу, а палочки кладут поперек блюдца с овощами или с рыбой. Хабмун: все участники выходят из помещения, прикрыв дверь, или же ненадолго садятся на корточки, наклонившись вперед. Гемун: все участники церемониала заходят в помещение, слегка покашливая, или же встают на ноги, если они не выходили из помещения. Хэнда: суп заменяют кипяченной водой в подгорелой каше. В три приема ложкой берут немного рисовой каши и размешивают ее в воде. Ложку и палочки кладут поперек этого блюда. Участники церемониала сидят на корточках, склонив вперед голову. Затем, слегка покашливая, встают. Челси бокпаб: убирают ложку и палочки с посуды с сунен. Закрывают крышкой чашку с вареной рисовой кашей. Сосин: все участники церемониала делают два поклона и на этом заканчивается поминальный обряд. Челсан: поминальный стол убирают в сторону. Ымбок: все участники делят поминальную пищу и едят ее. Пища считается дарованной предками, поэтому она благословенна. Как было уже указано, многие элементы и правила поминальных ритуалов видоизменились под влиянием Запада и христианских движений. Сегодня в Корее скорбящие люди одеваются в черное по-европейски и носят на рукаве повязку из ткани рами. А женщины в течение трех месяцев после похорон часто носят в волосах банты из белой пеньковой материи или же прикалывают его к одежде. Мужчины также прикрепляют бант к костюму. Многие корейские семьи соблюдают поминальные ритуалы. Обряды поминания предков обычно делаются дома по особым дням, например, в дни рождения, сосан, тхэсан (см. выше), в период с полуночи до четырех часов утра. Перед совершением обряда родные и близкие покойного собираются вместе и делятся воспоминаниями о предках и умерших родственниках, прививая младшим членам семьи чувство фамильной гордости. Вот описание наиболее упрощенного вида поминального церемониала. Согласно традиции, на стол перед поминальной табличкой предков ставят ритуальную пищу. Самый старший в семье мужчина первым подносит чашку с рисовой водкой и дважды делает поклон. Затем то же повторяют младшие по возрасту члены семьи. После этого передвигают по столу палочки для еды и ложку к разным блюдам, как бы имитируя процесс приема пищи. Через некоторое время подносят чай из сушеного риса и читают молитву. Ритуал заканчивается двумя поклонами всех участников поминальной церемонии. Затем происходит общая трапеза, где все должны отведать ритуальной еды. Ее уносят вначале на кухню, а потом подают на стол. Среди корейцев в странах СНГ данный обряд почти не культивируется. В старину в Корее похоронная и поминальная процедуры проходили в течение 30 дней (это самый короткий срок), а то и продолжались до 90 дней. Рассмотрим классический канон похоронных и поминальных обрядов. I. Первый день после смерти. 1. Чоден: начинается с констатации смерти и заканчивается извещением родственников. 2. Ексып: омывают покойного, затем одевают его. Готовят менден с указанием данных покойного. II. Второй день. 3. Сорем: покойника закутывают в небольшое одеяло. Устраивают поминальный столик, куда ставят водку и фрукты. III. Третий день. 4. Цэрем: покойного закутывают в большое одеяло и завязывают специальным узлом. Затем кладут в гроб и выносят в специально оборудованное помещение. IV. Четвертый день. 5. Сонбок: родственники умершего надевают траурную одежду и выражают скорбь по умершему. Они принимают соболезнования по поводу смерти близкого человека V. В период между 30-м и 90-м днями. 6. Чидян: выбирают место для могилы. 7. Уде: в день похорон справляют три поминальных церемониала. VI. После 90 дней. 8. Делгок; по истечении 100 дней после похорон совершают поминальную церемонию. 9. Буде: на следующий день после церемонии Делгок ставят поминальную табличку покойного рядом с поминальными табличками предков. 10. Сосан: проводят поминальный обряд после первой годовщины смерти. 11. Цэсан: проводят поминальный обряд по случаю второй годовщины смерти. 12. Дамде: по истечении одного месяца после Дэсан справляют поминальную церемонию. 13. Гилде: устанавливают поминальную таблицу на семейном алтаре и заносят имя покойного в специальную книгу. Корейцы, где бы ни жили, отмечают три замечательных праздника, связанных с поминальными ритуалами. Это Хансик, Дано и Чусок. В Хансик родственники и близкие обязательно посещают кладбище. Они пропалывают сорные травы, убирают и подправляют могилу, сажают деревья. В этот день на могилу приносят еду и делают деса. Считается, что возложение пищи на могилу - это своего рода жертвоприношение предкам с целью задобрить и оказать почтение и внимание бывшим членам семьи. Неофициально, 5 - 6 апреля - день Хансик считается корейским родительским днем. Рекомендуется идти на кладбище с утра. Второй родительский день - Цано (5 мая по лунному календарю). Третий, самый большой национальный праздник - Чусок. Накануне этого торжества вся Корея находится в движении. Миллионы корейцев, где бы ни находились, устремляются в родительский дом. В этот день в корейских семьях у могилы основателя рода совершается поминальная церемония предков от пятого колена и старше. У корейцев стран СНГ наиболее гармонично прижился родительский день - Хансик. Поминки по усопшему в Казахстане устраивают намного проще, чем на исторической родине. У казахстанских корейцев принято устраивать двухлетний траур. Поминки, которые устраивают родные сразу после похорон, считаются годичными. А поминки через год - двухгодичными. Поминки обычно справляют в семьях накануне годовщины дня смерти. Для этого используют специальную поминальную табличку под названием "хонпек" (местное название "чибанъ"). В некоторых местах пишут на бумаге: "Чхукмун", своего рода заклинание. Поминальную табличку крепят на палочку, которую помещают в посуду с рисом. Перед поминальной табличкой ставят столик с различными яствами. Вначале старший сын наливает в рюмку водку и делает низкий поклон перед поминальной табличкой. То же повторяют все члены семьи по старшинству. Обычно деса заканчивается поздно. После окончания поминальной церемонии табличку сжигают. На следующий день родные посещают могилу усопшего. Там накрывают стол, наливают водку и присутствующие делают дел. После того как справили двухгодичные поминки -сжигают чибанъ, чхукмун, траурные повязки и косынки. Корейцы два раза в год - во время Чусок и Хансик - обязательно посещают кладбище, чтобы помянуть умерших. Они берут с собой еду и водку. Вначале совершается жертвоприношение духу земли -хозяину могилы. Кто-то из старших родственников наливает в рюмку водку и три раза выливает ее рядом с могилой. Затем делает дел. Только после такой церемонии остальные члены семьи приступают к уборке могилы. Закончив уборку и чистку памятника, родные стелют скатерть, куда кладут еду и водку. Каждый должен налить в рюмку водку, кланяться дважды, а затем водку выливать у изголовья могилы. Пищу, принесенную с собой, должны попробовать все присутствующие. Наряду с традиционными корейскими похоронно-поминальными обрядами в нашей жизни появилось много нового. Так, например, при похоронах проводится траурный митинг. Процессию сопровождает много автомашин и почти ни одна похоронная процедура не обходится без духового оркестра.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Корейский Новый Год – Сол . Это едва ли не самый прекрасный народный праздник корейцев. Его встречают первого января по лунному календарю – общему для Востока. Поэтому Сол именуют также неопределенным словосочетанием «восточный Новый год».

Когда и как произошло название – никто не знает. Но как бы то ни было, по народному поверью, в лунный Новый год стартует бег жизни по новому кругу, витку – и все начинается заново. Как говорится, с чистого листа. В этом основной смысл праздника. Поэтому накануне убирают жилище и двор, всё в доме приводят в порядок. Рассчитываются со старыми долгами. Одолженные или хранящиеся у знакомых вещи возвращают домой. Шлют друг другу поздравления, подарки. Находящиеся в разъездах спешат домой, живущие в разных населенных пунктах члены семейств собираются вместе.

Они встречаются в отчем доме для того, чтобы поздравить родителей с Новым годом, обрадовать их своим сыновним присутствием, украсить жизнь стариков дочерним вниманием. Либо встречаются в доме старшего сына, либо в его отсутствие – старшего внука, где проводится чаре – праздничное поминовение усопших предков. Вот в чем понятие и философия корейского почитания старших. Особенно – в Солнал (день Сол).

Себэ – новогоднее поздравление

Итак, наступил Сол . Встав с восходом солнца, корейцы надевают чистую или новую одежду. Новогодний наряд называется солбим . Кстати, иногда пишут: «В восемь часов утра накрывается праздничный стол…в соответствии с особым ритуалом…» Это не так. На самом же деле никакого специального времени для новогоднего стола, правил его украшения не существовало никогда и не существует.

А что до ритуалов, поскольку для корейца почитание памяти покойных предков – превыше всего, то день начинается с поминовения – чаре. Его проводят рано утром. Новогоднее чаре от обряда на Чусок отличается тем, что его устраивают не на могиле, а дома, и вместо хлебца сонгпхён на поминальный стол подается токкук .

После проведения ритуала делают себэ старшим родственникам – поздравляют с Сол корейским поклоном дел . С этой же целью после завтрака посещают родственников и знакомых.

Согласно корейской этике, для живых людей север – почетная сторона. Поэтому там

занимают места самые старшие. Если архитектура помещения не позволяет соблюдать это правило, то за почетное место символически принимается любая подходящая часть комнаты, а противоположная считается условным югом. И места для проведения ритуала занимают соответственно этой условности.

Домочадцы встают так: мужчины – на восточной стороне помещения, женщины – на западной. (И здесь действует условность сторон – востока и запада). Их лица обращены друг против друга. Сначала каждая супружеская пара делает новогодний поздравительный дел друг другу. Затем старшее поколение садится на пол лицом на юг. Им кланяются сноха с сыном, произнеся теплые слова поздравления. После этого они также занимают места. Теперь очередь за внуками. Младший из них кланяется перед старшим братом или сестрой (при существенной разнице в возрасте).

Если не позволяют обстоятельства, то внукам можно чествовать старших домочадцев в разных помещениях – сначала дедушку с бабушкой, после этого (только после этого!) – папу и маму.

Но вот вопрос – а станут ли супруги корё сарам делать себэ друг другу? Может, они захотят поздравлять по-европейски – теплыми объятиями, нежными поцелуями и добрыми словами?

За себэ принято давать себэгап – символическую сумму денег, либо что-нибудь вкусненькое, либо что-то другое в знак похвалы.

Да и вообще, с аксакалами нужно быть очень внимательными и предупредительными. В обществе почтенных людей у тебя должно быть светлое выражение лица. В знак уважения руки постоянно держат в положении гонгсу . Мужчины делают это так: на уровне опущенных рук складывают их спереди таким образом, чтобы левая ладонь лежала на тыльной стороне правой. При этом правые большой и указательный пальцы обхватывают большой палец левой руки. (При трауре – правая рука сверху.) Женщины держат руки иначе: в обычные дни правая лежит на левой, а при выражении скорби – наоборот. В присутствии старших закинуть ногу на ногу, руки – за спину, лежать – это признаки невоспитанности. Ходят бесшумно. Перед дел надо посмотреть, аккуратно ли сидит одежда, в порядке ли прическа. После себэ нельзя поворачиваться спиной к старшему сразу – делают два-три шага назад и встают чуть в сторонку.

Перед лежащим или сидящим на стуле человеком в возрасте не кланяются. Нельзя говорить старшему «садитесь, примите поклон» – нужно сразу здороваться стоя, согнув туловище. В этом случае почтеннейший должен догадаться сам и принять нужную позу на полу,0 удобную для поздравления по-корейски. Даже если при встрече на улице уже чествовали поклоном стоя, в помещении нужно еще раз делать дёл, преклонив колени.

Существует этикет, регламентирующий поведение старшего в момент себэ . Корейским праздникам лучше «идет» ханбок (национальная одежда). Выходя на улицу, участвуя в церемониях, нужно поверх дёгори (верхняя одежда) обязательно надеть дурумаги (мужской верхний халат, плащ). Ни в коем случае, даже дома, нельзя быть в одном дёгори , когда тебе кланяются. Старший, сидевший на стуле, лежавший или занимавшийся трапезой, встает и перемещается на пол. Если кланяющийся не прямой родственник, то даже младшему отвечают встречным поклоном дел.

Для каждого праздника у лунного календаря – свои «фирменные» блюда и игры. Так, на Новый год едят токкук – обязательный атрибут Сол . Считается, если кто не поел его, тот праздника не встретил.

Чтобы сварить токкук (суп с редькой и говядиной), проваренный клейкий рис бьют крупорушкой, пока тот не превратится в тягучую массу. Затем ее закатывают в форме колбасы и нарезают тонкими ломтиками. Вот и готовы клецки (не закатывать в шарики!)

В Солнал традиционно забавляются старинной национальной игрой ютнори. Для этого на доске (шелке, бумаге иди фанере) рисуют двадцать девять полей – точек. Они располагаются по шесть на каждой стороне воображаемого квадрата равномерно и внутри его по пять по условным диагоналям.

У игроков имеются по четыре коня (фишки). Каждый стремится выводить их за пределы доски кратчайшим путем. Для определения количества полей (ходов), которые могут проскакивать кони, игроки поочередно подбрасывают вверх четыре ют (круглые палочки одинаковой длины, расколотые вдоль пополам, – примерно десять и больше сантиметров). Выигрывает тот, кто раньше выведет всех коней.

В ютнори можно играть как индивидуально, так и командами. Женщины, кроме того, развлекаются нолтвиги .

ХАНСИК

Весенний праздник Хансик . Не такой громкий и веселый, как новогодний Сол или Чусок . Время таяния и расползания мерзлой могильной земли, начало роста растений – подходящая пора для ухода за пристанищем покойных. Так и повелось: Хансик – важная дата как национальный день посещения могил. Недаром корё сарам окрестили его «родительским днем» . Характерен он еще обычаем: в этот день едят холодную пищу (в буквальном переводе «хан» – холод, «сик» – еда ).

В отличие от других праздников, как например Сол или Чусок , специальных игр во время праздника Хансик не существует. Корейцы пьют алкогольный сул , который делают с добавлением лепестков диндалэ (корейская азалия), едят фадён (обвалянные в муке из клейкого риса и зажаренные в масле лепешки с добавлением все тех же цветков) или сукток (пареный хлебец с листьями сук – полыни).

Когда наступает Хансик?

Этот праздник приходится на сто пятый день после донгди (день зимнего солнцестояния).

В этот день кладбище посещают всей семьей. Собравшиеся подходят к могилам по старшинству, трижды окликают усопшего и произносят: «Это я (такой-то) пришел…» Затем дважды делают дел (корейский поклон на коленях).

После этого начинается работа по ухаживанию за могилой.

В Корее прямые родственники по мужской линии до четвертого поколения надевают белый (траурный цвет) хёгон (дугон) из конопляного холста – головной убор, напоминающий колпак, а женщины – белый платок (если срок траура еще не прошел). Вообще, в комплект поминальный одеяний – и мужской, и женский, кроме перечисленных предметов, входят много других принадлежностей. Ныне их надевают все реже.

Чаре: расположение блюд и людей

Поскольку главное в Хансик – посещение могил и поминки, расскажем об этом обряде подробнее.

Существуют десятки видов деса (поминки). Праздничное поминовение называется чаре . В отличие от других его проводят утром.

Закончив уход за могилой, приступают к чаре . Если перед могилой нет столика (он обычно каменный), то хотя бы расстилают чистую бумагу, на которой расставляют яства.

Динсол (расстановка блюд) – дело сложное. Какие блюда применяются на кладбище по классическому требованию?

Одна рюмка ; мён – корейская лапша без бульона; юктханг – гуща супа с говядиной; гетханг – гуща супа куриного; отханг – гуща супа рыбного; сахар ; сукток – пареный хлебец с полынью; юкдён и одён – обвалянные в муке и обжаренные в масле мясо и рыба; чодянг – соевый соус с уксусом; дёк (юкдёк, гедёк, одёк) (строго в таком порядке) – полосатые ломтики мяса, курятины, рыбы, нанизанные на тоненькие бамбуковые палочки и поджаренные в таком виде на огне; соль ; пхо – тонкие вяленые ломтики, например, кальмара; намул – приправленные растения; гандянг – соевый соус (его мсто – в центре); кимчхи – засоленная корейская капуста; гуща сикхе или гамдю – отварной рис, переброженный в вытяжке из ростков солода с сахарным сиропом (не путать с сикхэ ); каштан ; груша ; яква – кондитерское изделие из вздутых зерен риса и спрессованный с густым слодким сиропом; яблоки ; хурма , вяленная без кожуры; финики ; фужер для гангсин (ритуал вызова духа умершего); хянгно – курильница для благовоний; хянгхап – коробка с благовониями; сул – алкогольный напиток.

Разумеется, какое-то блюдо из списка может отсутствовать. Но очередность расстановки наличных яств нарушить нельзя, потому что у каждого – особый смысл, сугубо свое место.

Например, голова рыбы должна быть направлена направо (при взгляде на стол со стороны коврика), а ее брюхо – к могиле. Необходимо помнить также: сукток – атрибут Хансик ; в новогодний Сол вместо него ставят токкук (суп с тонкими ломтиками закатанного в виде колбасы теста из клейкой рисовой муки), а в день Чусок сонгпхён (пареные вареники из неклейкой рисовой муки).

При соблюдении этих условий – в отличие от других видов поминок – в дни Хансик и Чусок кашу и суп не подают. Соответственно, кладут только палочки для еды, без ложки. Персик, карп и перец на поминальном столе не должны быть вообще.

Порядок проведения поминовения

Участники чаре занимают свои места по указанию дедю – ответственного за поминовение.

Все торжественно стоят лицом к столу. Мысли благоговейно обращены к памяти покойных. Дедю моет руки. Сидя на коленях на коврике, он начинает подносить заранее подготовленные яства (в знак уважения двумя руками) строго слева направо .

Дедю берет три хянг (благовонье) и втыкает нижними концами по порядку в хянгно (курильница для благовоний). Этот стакан наполнен песком (его можно заменить крупой). Дедю зажигает все хянг . Встает. Делает два раза дел . Ритуал называется гангсин (приглашение духов покойных).

В Казахстане корё сарам кланяются перед покойником три раза. Между тем ни в одной корейской церемониальной книге, даже старинной, не говорится о трех дел . Видимо, произошло это из-за того, что ып ошибочно принимают за полный поклон. Обычно в Корее мужчины кланяются два раза, женщины – четыре.

Стоя на ковре на коленях, дедю берет фужер для гангсин и наполняет его водкой (тремя порциями – необязательно). Потом содержимое ее выливает перед столиком, где стоят хянгно и хянгхап , в землю, окропляя ее тремя частями. Распорядитель ставит фужер обратно. Встает и делает дел , потом ып . Затем отходит на свое место. Все мужчины кланяются хором два раза. Затем следуют женщины. Это ритуал встречи с предками.

Все стоят. Дедю подносит угощения для третьего ряда и расставляет слева направо. Затем для второго. Берет рюмку, наливает водку из чайника (тремя порциями – необязательно), делает ею вращение слева направо три круга над тлеющим хянгно и ставит ее на место.

Все стоят на своих местах, а дедю – на ковре. Жена дедю , сделав ып , стоя на коленях, расставляет на пустой тарелке палочки для еды, верхними концами налево (от себя). Сначала кладет их для усопшего мужчины – на обращенную к могиле половину посуды, затем для покойной женщины – на ближнюю к себе часть тарелки. Встает. Занимает место слева от мужа. Он кланяется. Затем она. Оба возвращаются на свои места. Все стоят чинно в течение нескольких минут. Опущенные руки почтительно сложены, как рассказано выше.

Традиционно каждый участник чаре подносит рюмку и кланяется отдельно, а супруги – попарно. При желании для экономии времени церемония поминовения ныне упрощается коллективным дел .

Жена дедю на коленях убирает палочки для еды, складывает их на другую чистую тарелку, встает, почтительно делает несколько шагов назад (не поворачиваясь спиной), уносит ее. Мужчины кланяются коллективно. Хозяйка возвращается. Мужчины стоят. Женщины делают дел хором. Это прощание с предками. Чаре состоялось.

Присутствующие снимают сангбок (траурную одежду). Убирают ритуальные атрибуты. Все совершают ымбок (берут еду с поминального стола). При этом обмениваются приятными воспоминаниями о покойных.

Теперь можно налить по чарочке и перед чужими могилами: наполнить рюмку, сделать дел , вылить сул в землю у надгробия.

ТАНО

Летний праздник Тано приходится на 5 мая по лунному календарю. Пщ-григориански – конец мая или июнь. Другое название дня – Чондюнгдёл , которое указывает на то, что праздник наступает, когда солнце находится в зените – в о-си (в восточной натурфилософии этим термином обозначается промежуток времени с одиннадцати до тринадцати часов).

«Пятый месяц» переводится на корейский язык как «овол» , а «пятый день» – «оил» . Если разложить слова на слоги, то получится: о-вол (пятый месяц и он же месяц о ), о-ил (пятый день, день о ), о-си (чса о ). Таким образом, название «тано» (тан-о) – это как бы связка из трех «о» . Согласно восточной натурфилософии, такие дни положительно влияют на жизнедеятельность человека. Поэтому день считается особенно хорошим. В этом один из важнейших смыслов праздника.

Рано утром совершается чаре – праздничный поминальный ритуал по усопшим предкам до четвертого колена (о порядке его проведения и расстановке блюд подробно рассказано в разделе «Хансик» ). В жизни корейца, для которого почитание предков священно, поминальный обряд является общим, обязательным для всех этнографических праздников.

Женщины – постоянные затворницы внутренних, «женских» помещений выходят на улицу, навещают родных, подруг, соревнуются в гынэтвиги (качание на качелях), нолтвиги (прыжки на досках). Мужчины состязаются в национальной борьбе сирым и других играх.

Возникла знаменательная дата в древнем государстве Силла еще до объединения (VII век н.э.) Трех королевств. Первоначально он был днем жертвоприношения: люди молились о том, чтобы небеса ниспослали богатый урожай. Со временем он превратился в массовый праздник.

Ныне отмечают Тано в основном в сельской местности. Благо, время подходящее: весенний сев закончен, впереди – прополка, пересадка рисовой рассады. И появилось сезонное «окошко».

На каждый корейский фольклорный праздник, как правило, готовят присущие ему яства. И Тано не исключение. В этот день едят паровой хлебец из рисовой муки с добавлением толченых корней аира благовонного. Также делают круглые оладьи на масле с лепестками азалии.

Праздник Тано приходится на сезон буйного роста полыни, которая и сегодня широко применяется в корейской медицине. Поэтому в этот день ее собирают на лекарство.

С добавлением листочков этого растения готовят на пару круглый хлебец из рисовой муки – сукток . В старину в аграрной стране телега играла большую роль. Отсюда, видимо, и традиция: в день Тано сукток не только едят, но и бросают его на (под) колеса в знак пожелания счастливого скольжения колес. Недаром полынь еще называют «суричи» . Это слово образовалось от «суречи» , что в переводе на русский язык обозначает: «то, что предназначается для телеги». Либо оно происходит от слова «сури» – древнего названия Тано .

Кроме традиционных, пьют крепкий алкогольный напиток, настоянный на аире благовонном.

В старину в праздник Тано королю подносили дехотханг . Это концентрированный прохладительный напиток из копченой сливы, семян кардамона, бланговонного сандалового дерева и тропической растительночти из семейства имбиря, толченных в виде порошка и настоянный на меду. Прежде чем принимать экстракт, его разводят в холодной воде. Наши древние предки знали: если его пить, начиная с Тано, то это предотвращает от солнечных ударов.

Наряды и поверья

Ну, какой же праздник без подарков. Поскольку Тано – время жаркое, то корейцы дарят друг другу веера.

Женщины красят ногти бальзамином, моют голову и лицо водой, в которой варили аир благовонный. Прическу украшают окрашенной в красный цвет шпилькой из корня того же растения. Существует поверье, что такая шпилька в день Тано изгоняет эпидемические болезни.

Женщины надевают к празднику новые красно-зеленые чима (юбка) и чогори (жакет со свисающими длинными ленточками вместо пуговок). Весь наряд называется танобим .

Почти в каждой семье в этот день пугающе причудливым красным шрифтом рисуют на бумаге заклинания от злых духов и несчастий.

Эти будёк прикрепляют к косяку входной двери (ворот). По древнему поверью, нечистые силы боятся красного цвета.

В день Тано в Корее до конца правления династии Ли каждый год такими заклинаниями украшали королевские дворцы.

ЧУСОК – НАШ ЛЮБИМЫЙ ПРАЗДНИК

в 2365 ГОДУ ЭРЫ Тангуна, то есть в 32-м году н.э. по христианскому летоисчислению, король страны Силла на юго-востоке полуострова установил новую административную систему, границы территорий шести регионов и расставил правителей. Завершение громадной работы по укреплению государственности решили отметить всенародно. А заодно сплотить гражданский дух для развития производительных сил.

Женщин всех регионов под руководством принцесс разделили на две команды. С 16 июля они участвовали в соревновании по умению ткать конопляные холсты. 15 августа (по лунному календарю) – в день объявления результатов соперничества – вся страна от мала до велика веселилась допоздна, обильно угощаясь за счет проигравших и любуясь полнолунием. Так родился Чусок . (Слово означает: «чу» – осень, «сок» – вечер.)

Почему он назван так? Корейцы в основном были крестьянами: работы на полях напряженные, им было не до лунных прогулок. И долгожданный праздничный закат обрел особый смысл.

С того исторического времени Чусок отмечается ежегодно в день восьмого полнолуния – 15 августа (по лунному календарю). Истории известны и другие его названия: хангави, габэдёл, чусудёл, дюнгчудёл и т.д.

Благо, 15 августа – самая яркая в году луна. В подворьях уже имеются всевозможные злаки нового урожая – есть из чего приготовить праздничные угощения. Напряженная летняя страда позади, а впереди завершающие уборочные работы. И в промежутке появившегося временного «окошка» устраиваются гулянья с различными играми, состязаниями, фольклорными песнями и танцами. И всюду звучат задорные ритмы традиционного самульнори .

Среди праздничных утех – перетягивание каната, корейская борьба сирым , состязание в ловкости по поимке кур, катание на качелях, нолтвиги (прыжки на досках), гангганг суллэ и другие.

Сирым характерен тем, что каждый из борцов на одну ногу на уровне паха обвязывает бедро холщовой тканью сатпа , а длинным, торчащим из него концом обвязывает туловище на уровне поясницы. Это приспособление очень удобно дл захвата противником. Проигрывает тот, кто падает наземь первым или касается земли любой частью тела.

Конечно, призы бывают разными, но характерным и самым желанным является стоящий недалеко от борцовского круга живой бык. Для крестьянина это – целое состояние. Ведь в старину вол – и пахарь, и жнец. Одним словом – кормилец. Обладателем такого богатства становится тот, кто опрокинет всех соперников.

Качели для соревнования прикрепляют очень высоко. Также рядом на большом расстоянии от земли привязывают колокол. Раскачавшись, женщина должна коснуться его дощечкой-подножкой, чтобы он зазвенел. Приз достается, увы, далеко не каждой.

А при лунном сиянии кружатся женщины в старинном танце – гангганг суллэ (этимологически полное его название – гангганг суволлэ ). Эти фольклорные танцы напоминают русский хоровод.

Дюлдариги (перетягивание каната) – неизменный атрибут Чусок . В старину на больших праздниках в «бой» шли от каждой стороны сотни людей – целая деревня на деревню.

Для состязания в нолтвиги под длинную толстую крепкую доску подкладывают прочно связанный рисовый сноп так, чтобы он делил ее на две равные части. Две женщины встают на концы доски и прыгают поочередно. Подпрыгнувшая, стремительно падая обратно, как бы своим весом подбрасывает в воздух другую. Проигрывает та, которая сдается первой.

Кстати, остряки каламбурят: в происхождении этой игры повинны-де…мужчины. Дело в том, что женщину, точнее, жену наши казахстанские корё сарам часто называют «анкай» . Это искаженное произношение слова «анкан» , или «анкхан» , что значит в прямом переводе «внутренняя комната». Откуда это произошло? И когда?

В Корее тысячелетия тому назад существовал постулат – «намнё чилсе будонгсок» , т.е. до достижения семи лет представители противоположных полов не могут находиться вместе. И женщине отводилась задняя комната. Подальше от нескромных взоров мужчин…

Когда «анкай» выходила по делам во двор, то ей строго-настрого воспрещалось выглядывать за высокую ограду (дам ), традиционно возводимую вокруг корейского дома. Но, ах, как хочется ей, особенно молоденькой затворнице, хоть краешком глаза увидеть запретный плод (а он, как водится, сладок!) – что там, за высоким забором! И вот они – «коварные» тихони решили пощекотать чертиков, то бишь придумали нолтвиги . Чтобы, подпрыгнув на секунду повиснуть в воздухе и поглазеть… Впрочем, этот рассказ можно посчитать за шутливую легенду, потому как достоверное происхождение игры неизвестно.

Существуют «обязательные» праздничные блюда из нового урожая: сонгпхён, индёлми, тхорангук . Если кореец не поел их, значит, праздник вышел «недожаренным».

Сонгпхён – вареники, пареные на сосновых веточках, из неклейкой рисовой муки.

Индёлми – кондитерское изделие из клейкого риса. Для его приготовления зерно отваривают, затем «бьют» пестом крупорушки до тягучести. Рисовую массу нарезают четырехугольными брикетами и наносят на них обсыпку из маш-маша, фасоли или бобов.

А тхорангук – это суп из колоказии с добавлением соевого соуса (гандянг ) или пасты (двэндянг ).

Ни один из корейских праздников не обходится без поминок. И Чусок не исключение. Для корейца, впитавшего с молоком матери дух абсолютного уважения к старшим, их почитания, соблюдение церемониала – дело святое.

Как пишет потомок Конфуция в седьмом колене Кхунгбин в книге «Тунъи рецван», еще древние китайцы, первыми посетившие Корею, называли нашу историческую Родину «царством этикетов на востоке». И подчеркивает он: «Мой дед Кхунгцзы (Конфуций) желал поехать туда и там жить». Его очаровало строгое соблюдение стройной системы ритуалов, в том числе поминальных.

Да, кореец начинается с исполнения этических предписаний. И почитания предков! Поэтому в день Чусок превыше всего – поминки по усопшим родителям, близким.

Поминки – это, как принято считать, встреча с духами усопших. А значит, надо предстать перед ними чистыми душой и телом. Накануне нужно вымыться, сделать уборку дома, позаботиться о посуде, инвентаре, траурной одежде – сангбок (у кого срок выражения скорби еще не прошел), переодеться во все чистое и готовить поминальные блюда из лучших продуктов. (При этом надо помнить, что тем, кто пребывает в трауре, нельзя есть мясо, слушать музыку и вообще развлекаться, участвовать в чужом трауре и т.д.) Словом, надо избегать всего «нечистого» и руководствоваться только высокими нравственными промыслами перед памятью покойных. Если их искренно любили и хранят благоговейную память о них, то соблюдение таких предписаний – вряд ли в тягость. Исполнение поминального обряда всегда высоко ценили и ценят в народе как один из важнейших национальных признаков благовоспитанности, сыновней и дочерней преданности и добродетели.

Считается, что нельзя тревожить покойных частыми посещениями их пристанищ. На то они и покойные. Трогать могилу можно только в определенные дни. Один из них – Чусок.

Встав рано утром берут поминальные блюда и в чистой одежде отправляются на кладбище. (Кто не может, тот устраивает ритуал дома.) Посетителей возглавляет главный ответственный за поминки – старший сын усопшего. При его отсутствии – старший внук. Если и его нет вовсе или не может присутствовать, то права и обязанности переходят ко второму сыну. А если и такового нет? Тогда бремя несет старшая дочь. Но, по обычаю, это дело не женское: выйдя замуж, она становится членом другой семьи и отныне должна преданно блюсти церемониал, прежде всего, нового семейства. Поэтому обязанности переходят к ее мужу. Ну, а если она не замужем? Тогда – к кому-то из родственников покойного по мужской линии.

Придя на кладбище, сначала нужно представиться перед предками: позвать усопшего трижды, назвать себя («Это пришел я (такой-то)…», дважды кланяться перед каждым из них – по старшинству. Затем приступают к уходу за пристанищами покойных. После этого проводят чаре (утреннее праздничное поминовение): перед каждым печальным холмиком – по старшинству усопших – до четвертого поколения предков.

С завершением чаре утро кончается. Впереди – праздник!

КОРЕЙСКИЕ ИМЕНА И ФАМИЛИИ

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?

Издревле корейцы пользовались различными именами.

В раннем детстве давали ласкательное имя (амен) , которому не придавали особого значения.

Каждый ребенок со дня рождения имел официальное имя (бонмен) , т.е. настоящее имя, которое давали старшие в семье (дедушка, дядя и т.д.). Во всех официальных документах обязательно вписывалось бонмен .

Бывали случаи, когда меняли «настоящее имя». Например, знаменитый философ средневековой Кореи Тен Мон Дю трижды менял свое официальное имя. Мначала – на имя Мон Ран, затем Мон Рен, пока впоследствии не стал Мон Дю.

Когда молодой человек женился, то ему давали прозвище – дя . Давали новое, чтобы не называть по имени, которым нарекли его дедушка или отец. Иногда один человек имел по два или более прозвищ.

Человеку давали псевдоним – хо , который использовали в неофициальной обстановке, обыденной жизни. Такое почетное имя называлось и как белхо (особое название).

В старину феодальный чиновник, поэт, художник мог позволить себе иметь, кроме прозвища, и псевдоним. Псевдоним состоял из двух слогов и обычно второй слог обозначал реку, ущелье, пруд, вершину гор и, нередко, дом, дверь, пол.

Родоначальник советской корейской литературы Те Мен Хи носил псевдоним Пхосок, что означает «камень, принимающий на себя волну».

Известный драматург, режиссер корейского театра Че Ге До имел псевдоним Цай Ен, популярного писателя Хан Де Ена большинство почитателей знали как Хан Дина.

Поэт-сатирик Ким Бен Ен больше известен по псевдонимам Ким Сат Кат и Ким Рим (он был одним из любимейших поэтов Пак Ира П. А.).

Бывали случаи, когда псевдоним состоял из трех или четырех слогов. Например, известный писатель средневековья Ким Си Сын имел псевдоним из трех слогов – Мэ Вол Дан, а Ли Гю Бо имел псевдоним из четырех слогов – Бэк Ун Го Са.

Корейцы могли иметь несколько псевдонимов – от четырех до десяти.

Правитель феодального государства давал посмертное имя (сихо) политикам, ученым, полководцам за особые заслуги перед отечеством. Так, например, известный полководец времен Имджинской войны Ли Сун Син (ему приписывают изобретение первого в мире бронированного корабля Кобуксон) получил имя Чун Му.

Смысловое значение носило каждое корейское имя. Старшие в семье, родители, прежде чем давать имена своим детям, обязательно советовались с грамотными людьми.

Кстати, конфуцианские ученые убедительно доказывали, что имя не только влияет на судьбу человека, но и формирует его психику и наклонности. Ребенок, сам того не подозревая, получает весьма определенную психологическую ориентацию, связанную с его именем.

Имя старшему сыну давали на основании родословной книги. Родословную записывали на ханмуне , затем из имеющихся фамильных иероглифов составляли имя для наследника. Увидев написанное, грамотные люди могли сказать сразу, откуда человек родом, кто были его предки, и т.д.

В многодетных семьях обычно придерживались принципа единого первого слога. Например, если старший брат носил имя Чан Ир, то имена младших братьев и сестер начинались со слога Чан: Чан Мун, Чан Ен, Чан Сук и т.д.

Теперь давайте посмотрим, что происходит с именами наших современников.

Эдуард Петрович Дегай

Михаил Олегович Дюгай

Эльмира Санчеровна Кугай.

Мы привыкли к таким сочетаниям: русские имена и отчества, корейская искаженная фамилия.

Дело в том, что когда-то наши предки переняли вместе с образом жизни и русские имена.

Многие представители старшего поколения корё сарам, как и другие этносы СССР, носили революционные имена, по духу и настроению того времени, в котором они жили. Например, Энмар (Энгельс, Маркс), Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), Ревмир (революционный мир) и т.д. Распространены были и «календарные» имена: Май, Сентябрина, Октябрина, Декабрина и т.д.

«…С 60-х годов начинается массовое увлечение звучными европейскими именами, многие из которых не были распространены среди иного советского населения: Аполлон, Брут, Карл, Марс, Октавиан, Ромуальд, Иуда, Людовик, Венера, Астра, Эдита, Эдди, Эвелина и другие. В документах советских корейцев можно встретить весь пантеон античных богов, имена известных исторических личностей, литературных героев. Иногда родители давали весьма редкостные имена, к примеру, Гранит, Океан, Гром, Май, Октябрь, Орумбет и т.д…»,- пишет в своей книге «Рассказы о родном языке» доктор исторических наук Г.Н. Ким.

Многие известные люди, имея корейское имя (бонмен) носили русские имена и отчества. Например, выдающегося борца антияпонского национально-освободительного движения, крупного организатора корейского национального движения в России Чхве Джэ Хена звали Петром Семеновичем Цоем.

Активного участника корейского движения, бывшего заместителя министра культуры КНДР Тен Сан Дина по-русски зовут Юрием Даниловичем (псевдоним Ден Юл).

Таких примеров можно привести множество. Для окружающих корейские имена трудно произносимы и трудно запоминаемы. Поэтому корё сарам, имеющие бонмен , меняют свои имена на русские. Корейцы, проживающие в США, имеют также европейские имена, такие как Джеймс, Джон, Юджин, Мэри и т.д.

МИФЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕКОТОРЫМИ ФАМИЛИЯМИ

Откуда и как произошли наиболее распространенные корейские фамилии? Существует два мифа о происхождении родоначальников фамилий: первый – герой мифа сошел с неба на землю, второй – подобно птице, вылупился из яйца.

Пак (Бак) Хёк Косе – родоначальник фамилии Пак

Пак Хёк Косе – родоначальник фамилии Пак (Бак) – является типичным, можно так сказать, «яйцеродным» героем. По преданию, в 69-м году до н.э. на холме Алчон шестеро сельских старост собрались на совет. Они обсуждали два вопроса: как обеспечить всем необходимым постоянно растущее количество людей и как защитить село от возможного нападения извне? В результате пришли к выводу, что всем шести самостоятельным селам надо объединиться в единое государство и выбрать правителя. Спорили долго, но так и не пришли к общему мнению. За всех решила сама природа. Произошло чудо. Вдруг с неба на край родника «Надёнг» , который протекал у подножия горы Алчон Янсан, хлынул поток ярких лучей, освещая все вокруг. Старейшины племен удивились, решили посмотреть, что там происходит. Когда они подошли поближе, то увидели блестящую белую лошадь, которая, опустившись на колени, кому-то кланялась. Оказалось, что ее поклон предназначался большому яйцу лилового цвета. Почуяв приближение людей, лошадь, издавая громкое ржание, ускакала на небо. Старейшины решили посмотреть, что там внутри.

Вдруг яйцо само треснуло – и из него вышел красивый, крепкий ребенок. Тут всем в голову пришла одна и та же мысль: это небо прислало им вождя. Ребенка искупали в ключевой воде «Дон Чон». Его тело заблестело и заблагоухало. Посовещавшись, старейшины решили назвать его Баком (Паком). Почему именно Бак? Слово «бак» обозначает тыкву-горлянку. Ребенок вышел из яйца, похожего на тыкву. Так у будущего властелина появилась фамилия. Дали ему имя – Хёк Косе . Хёк обозначает «блестящий», «замечательный», Косе – он появился и живет на этом свете . Если полностью расшифровать имя, то получится следующее: «Мальчик, родившийся из тыквы-горлянки, живет на этом свете, освещая лучами весь мир».

Бак Хёк Косе рос и воспитывался под попечительством шести старейшин. Чем взрослее он становился, тем больше проявлял положительных человеческих качеств. В возрасте 13 лет, по согласию старост, он короновался на управление государством Силла. Тек, Хёк Косе стал первым правителем государств Силла и родоначальником фамильной династии Пак.

. Усопших поминают на 9-ый день после нее. В 2016-ом праздник выпадает на 1-е мая. Это первое воскресение после весеннего полнолуния. Следовательно, на кладбища верующие устремятся 10-го мая. Обычай заложили после крещения Руси. Узнаем, как это было.

История родительского дня

Второе обозначение родительского дня – Радоница. Название образовано от Радуницы. Так кликали одного из языческих Богов. Он хранил души ушедших в иной мир. Дабы обеспечить предкам покой, славяне умоляли духа жертвенными дарами. С 9-го столетия их заменили на пасхальные атрибуты – куличи, крашенные яйца, свечи. Скорбь сменила радость за переход усопших в вечную жизнь. Поэтому, дату и привязали к Пасхе. Она символизирует победу над смертью, ведь Иисус истек кровью и воскрес для вознесения на Небо.

Радуницу преобразовали в Радоницу, чтобы в имени праздника читались слова «род» и «радость». Кстати, исторически русичи кликали родными не только кровных родственников, а вообще всех предков. Поэтому, традициям не противоречит поднести пасхальные дары и к могилам незнакомых людей.

За пределами Руси обычай поминать усопших существовал и до 9-го столетия. Свидетельство тому – записи Преподобного Саввы, датированные 5-ым веком. К 4-5-му столетиям относят и трактаты Иоанна Златоуста. Архиепископ Константинопольский объяснил суть и смысл поминовения всех ушедших, не только родных. Часть христиан покидают земной мир, погибая в морях, непроходимых горах, на полях сражений. Как и куда именно сгинул человек, нередко, остается тайной. Поэтому, дело церкви и верующих – перечесть в поминальных молитвах все виды нечаянных, нежданных смертей. Кстати, делают это не только на Радоницу. В православной традиции почитанию усопших отведены многие дни. Настало время ознакомиться и с ними.

Список родительских дней

Главный Родительский день — в 2016-ом году, как и в любом другом, выпадает на вторник второй недели после Пасхи. Это и есть 9-ый день от Воскресения Христова. Однако, возможность помянуть родных верующим предоставляется каждую субботу. Название этого дня в переводе с иврита означает «покой». В Израиле 6-ой день недели нерабочий. Время посвящается отдыху и молитвам за умерших.

Особых суббот в году 6. Их, так же, именуют родительскими днями. Уже определены даты, на которые они придутся в 2016-ом году:

  1. Мясопустная суббота назначена на 5-е марта. Дату высчитывают, отнимая неделю от . В этот день верующим последний раз разрешено полакомиться мясными блюдами. Отсюда и название. В Иерусалимском уставе, писанном Саввой Освященным, фигурирует не мясопустная, а Вселенская родительская суббота. На нее в церквях поются те же псалмы, что и в Радоницу.
  2. Вторая родительская суббота в 2016-ом году выпадает на 26-е марта. Дата приходится на 2-ю неделю Великого поста. На его протяжении не возможно совершение частных поминовений – сорокоустов, к примеру. Поэтому, чтобы не лишить ушедших из земного мира представительства пред Господом, проводят субботние службы и посещения могил.
  3. Третья родительская суббота отмечается в 3-ю неделю поста. В 2016-ом году день выпадает на 2-е апреля.
  4. Четвертая родительская суббота приходится в 2016-ом на 9-е апреля.
  5. Троицкая суббота приурочена уже не к Пасхе, а к празднику . В 2016-ом поминальный день назначен на 18-е июня. Об умерших вспоминают, поскольку сошествие Святого Духа – завершающий этап спасения человечества. В этом деле принимали участие и ангелы, то есть, души предков.
  6. Дмитровская суббота отмечается 5-го ноября, за неделю до дня почитания великомученика Дмитрия Солунского. В его честь назвали Дмитрия Донского. Он одержал победу на Куликовом поле. После битвы князь поименно помянул всех павших воинов в день своего ангела. Со временем, вспоминать стали всех усопших христиан, а не только служивых.


Правила родительских дней

У всех родительских дней единые правила. Верующие посещают храмы, в частности, заупокойные службы. С собой христиане захватывают постные блюда. Это жертва на панихидный стол. Его содержимое раздают служащим храма, нуждающимся, отправляют в детские дома. Кроме церквей, верующие посещают и кладбища. Однако, из всех поминальных суббот выходным днем в России объявлена лишь Радоница, и то не во всех регионах. Поэтому, наибольшая посещаемость кладбищ фиксируется именно на 9-ый день после Пасхи.

О празднике Радоница , видео

О чем еще писать в первый день Нового года, как не о праздниках, что нас ждут впереди? В Корее люди любят не только работать, но и отдыхать и праздновать, и праздновать, и праздновать.

Корейские праздники делятся на официальные (когда в стране объявляется выходной день) и неофициальные (например, праздники 14 числа). Корейцам не так везет, как россиянам — если праздник выпал на выходной день, то его никак не компенсируют (вы же все равно отдыхаете). Попробую в этой статье составить полный список праздников, отмечаемых в Южной Корее в 2018 году, кроме сезонных — в них я ещё не до конца разобралась. Жирным выделены даты праздников с официальными выходными днями.

Туристы, внимание!

Если вы собираетесь ехать в Корею и ваша поездка выпадает на официальные праздники, то это влечет за собой и несколько проблем, но и некоторые бонусы. Начнем с неприятного: в официальные праздники, когда большинство корейцев либо едут к семье (из крупных городов в сельскую местность), либо едут от семьи (заграницу, например) на дорогах могут образовываться многочасовые пробки, а очереди на регистрацию и контроль в аэропортах просто километровые. Лучше всего в такие дни не планировать поездки в другие города, а если вам «посчастливилось» в праздники уезжать, то лучше приехать в аэропорт заранее. К тому же могут быть проблемы с покупками билетов на поезда, автобусы, самолеты внутри страны. Имейте в виду, что банки, госучреждения, едальни, культурные объекты могут быть закрыты, поэтому заранее запаситесь наличкой и посмотрите график работы мест, куда в Корее вы хотите попасть.

Но у официальных праздников есть и плюсы! Люди уезжают из крупных городов и там становится спокойнее и просторней. Для туристов в такие дни обычно организуют различные культурные мероприятия, а иногда объявляют бесплатный вход в некоторые достопримечательности. Например, в этом году в Сеуле 1 января бесплатный вход во все дворцы.

14 января — День дневников . Неофициальный праздник для парочек. Как следует из названия, связан он с ведением дневников. Не верите? Смотрите на .

9 февраля — 25 февраля — XXIII Зимние Олимпийские игры в Пхёнчхане . Для меня это будет самое главное событие года, потому что через месяц я еду в Южную Корею в качестве волонтера и буду активно участвовать в данном действе. Официальных выходных по этому поводу не ожидается, но верю, что праздник спорта получится на славу.

Источник: pyeongchang2018.com

14 февраля — День святого Валентина . Тут всё, как у людей. Очередной неофициальный праздник для парочек. Если не знаете, как праздновать, то по найдете подсказки.

15-17 февраля Соллаль , китайский Новый год. 2018 год — это год Желтой Собаки в стихии Земля. Соллаль — один из самых масштабных праздников для корейцев. Он официальный, китайский Новых год начинается 16 февраля, но принято отмечать также день до и день после. Этот праздник принято проводить в кругу семьи. Подробнее о праздновании можно почитать . Праздник отмечают по лунному календарю, поэтому каждый год он выпадает на разные даты.

Весенние праздники

1 марта - День независимости (или День движения за независимость). Является официальным праздником и выходным днем. Он посвящен движению за независимость Кореи от японской оккупации. Подробнее про истоки праздника можно узнать .

8 марта — 18 марта — XII Паралимпийские зимние игры в Пхёнчхане , где я также буду волонтером, поэтому официально заношу эти дни в корейские праздники 2018 года.

Источник: офф.страница на Facebook

14 марта — Белый день . Неофициальный праздник всех влюбленных. Почему белый, можете узнать .

5 апреля — День посадки деревьев. Праздник посвящен лесоводству и бедный постоянно то обретает статус официального праздника, то теряет. Сейчас как раз период утери, так что никакого отдыха, а только тяжкий труд.

14 апреля — Черный день. Неофициальный праздник одиночек, а почему он черный и как его праздновать рассказано .

1 мая — День труда . Мир, труд, май в Корее не отмечается в качестве официального праздника, но в этот день некоторые банки закрыты. Чуть больше информации .

5 мая - День детей . Правительство Южной Кореи дает занятым корейцам официальный выходной, чтоб родители могли провести время со своими детьми. Подробная история праздника .

8 мая — День родителей . К сожалению, правительство Южной Корее не дает занятым корейцам официальный выходной, чтоб дети могли провести время со своими родителями, однако ничто не мешает все равно с размахом отмечать этот день. Подробности .

11 мая — День усыновления . В семейный месяц май даже те, кто лишен семьи имеет свой праздник. О проблеме усыновления в Корее читайте . К сожалению, официального выходного не предусмотрено.

14 мая — Розовый (желтый) день . Неофициальный праздник для влюбленных. А про цветовое разнообразие можно почитать .

15 мая — День учителя. В этот день принято говорить спасибо любимым учителям, но, к сожалению, официального выходного не предусмотрено. Подробности .

21 мая — День супругов . Дата выбрана не случайно, а почему именно этот день смотрите . Хоть праздник и официальный, но выходной не предусмотрен.

22 мая - День рождения Будды ,отмечаемый в 8 день четвертого лунного месяца, из-за чего дата меняется каждый год. Как празднуют его рождение, вы можете почитать . Является официальным выходным днем.

Источник: modernseoul.com

Летние праздники

6 июня - День памяти. День является официальным праздником и выходным. В этот день по всей стране проходят церемонии, восхваляющие мужчин и женщин, служивших своей стране и отдавших жизнь в борьбе за независимость Кореи. Подробнее .

13 июня Общенациональные выборы в органы местного самоуправления. Обещают выходной день.

14 июня — День поцелуев. Очередной неофициальный праздник для парочек. Хотите научиться целоваться, вам .

14 июля — Серебряный день. Как вы понимаете, исходя из даты праздника, он для парочек. Что делать в этот день, читайте .

17 июля — День конституции. Об истории её возникновения вы можете узнать . К сожалению, в этот праздничный день от работы никто не застрахован.

14 августа — Зеленый день. Неофициальный праздник для влюбленных, связанный с лесами и соджу. Интересное сочетание? Подробности .

15 августа - День освобождения , когда Корея наконец получила независимость от японской оккупации. Это самый официальный праздник из всех официальных. Его отмечают даже в Северной Корее, о чем вы сможете прочитать вот .

Осенние праздники

14 сентября — День фото. Снова неофициальный праздник для парочек. Немного про фото .

23-25 сентября Чхусок. Один из главных праздников в Корее. В эти дни принято вспоминать своих предков, проводить время с семьей, играть и развлекаться. Как корейцы празднуют этот праздник, написано и . Разговор идет о том, что официальным выходным станет и 26 сентября. Ждем подтверждение информации.

Хансик(한식) - "родительский день" коре-сарам Так уж сложилось у корейцев, проживающих на территории постсоветского пространства, что именно Хансик стал неофициальным "родительским днём". 5-6 апреля сотни тысяч наших соотечественников всеми правдами и неправдами традиционно отмечают этот праздник, поминая усопших родственников (исключение - сахалинские корейцы, поминающие родственников 15 августа, в День освобождения Кореи). Видимо в силу того, что многие наши предки на территории бывшего Союза не имели лунного календаря, единственным ориентиром остался праздник, который отмечался по солнечному календарю на 105-й день после зимнего солнцестояния (21-22 декабря). Вот что об этом празднике пишет Григорий Николаевич Ли (книга "Обычаи и обряды корейцев России и СНГ"): "Обычно все ходят 5 апреля, а кто не успел по каким-то причинам, могут пойти 6 апреля. Иногда его называют "днем холодной пищи" (этот праздник пришел из Китая). Почему "день холодной пищи"? Потому что в этот день не принято готовить пищу на огне. Но корейцы со временем стали вкладывать в него другой смысл - приход времени весенних полевых работ. Согласно древней легенде, у одного китайского императора Мунгона был верный слуга Кэ Чжа Чу. Однажды, спасаясь во время набега от врагов, захвативших его страну, императору пришлось отсиживаться от их мести в горах. Кушать было нечего, начался голод и тогда Кэ Чжа Чу стал отрезать от своего бедра кусочки мяса и варить ему суп, чтобы король выжил. Собрав силы, король вернул себе страну. По возвращении домой он щедро наградил всех своих слуг, а про верного слугу, из-за интриг придворных, забыл. Тот обиделся и ушел жить с матерью в лес. Король вспомнил о верном слуге и приказал ему вернуться обратно, но тот отказался даже выйти из леса. В отместку за неподчинение король приказал сжечь лес. Кэ Чжа Чу с матерью сгорел в огне. Раскаявшись в содеянном поступке, император Мунгон приказал, чтобы отныне в этот день не жгли огонь. Есть и другая версия, согласно которой из-за жары часть урожая гибла в огне. Видимо поэтому, согласно историческим записям, король Сечжон (на 13 год правления), издал указ, который гласил: «В день «хансик» осторожно обращаться с огнем, из-за множества ветров. Время внесло коррективы в процесс исполнения поминального обряда, и его исполнение порой весьма существенно отличается от старинного исполнения, оставив нам с вами лишь дух праздника. Во время подготовки к празднику «хансик» необходимо обратить внимание на следующее: одежду, приготовление ритуальной еды, поминальные обряды на могиле и вдали, молитву, обустройство могилы и жертвенного места.Рано утром вся семья приходит на могилу и приводит ее в порядок: убирает мусор, опавшие листья, скашивает траву, чистит памятники, приводит в порядок надгробные плиты и совершают поминальные обряды." А вот что пишется об этом празднике в книге "Истоки наши" (авторы Цой Ен Гын, Ян Вон Сик): "В Хансик родственники и близкие обязательно посещают кладбище. Они пропалывают сорные травы, убирают и подправляют могилу, сажают деревья. В этот день на могилу приносят еду и совершают деса - поминальный обряд. Считается, что возложение пищи на могилу - это своего рода жертвоприношение предкам с целью задобрить и оказать почтение и внимание бывшим членам семьи. Неофициально день Хансик считается корейским родительским днем. Рекомендуется идти на кладбище с утра. Корейцы два раза в год - во время Чусок и Хансик - обязательно посещают кладбище, чтобы помянуть умерших. Они берут с собой еду и водку. Вначале совершается жертвоприношение духу земли - хозяину могилы. Кто-то из старших родственников наливает в рюмку водку и три раза выливает ее рядом с могилой. Затем делают дел - поклон. Только после такой церемонии остальные члены семьи приступают к уборке могилы. Закончив уборку и чистку памятника, родные стелют скатерть, куда кладут еду и водку. Каждый должен налить в рюмку водку, поклониться, а затем водку выливать у изголовья могилы. Пищу, принесенную с собой, должны попробовать все присутствующие". Не имеет большого значения, отмечается ли этот день также в самой Корее - так сложилось у нас, коре-сарам. И для нас это важно. С праздником вас, соотечественники! по материалам в сети Андрей Шегай, ИСК "Корё"